Веселов Виктор » 16 ноя 2012, 11:24
Статья вторая!!!!!
Корабль на котором нам служить…
Помните строчку из песни знаменитого капитана Врунгеля «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»? В словах опытного мореплавателя доля правды, конечно, есть. Имя для корабля, особенно если он боевой, значит многое. Однако нельзя сказать, что именно этот фактор играет в его судьбе определяющую роль. Куда большее значение в этом вопросе зависит от людей…
Пограничному сторожевому кораблю «Орел» повезло не только с красивым, звучным и по-настоящему боевым именем, но и с людьми, которые в разные годы проходили на нем службу. И сегодня экипаж на ПСКРе подобрался грамотный и слаженный. Несмотря на смену поколений моряков-пограничников, «Орел», который с недавнего времени возглавляет капитан 2 ранга Руслан Ромашкин, всегда не только в полном объеме и качественно выполняет поставленные задачи, но и сохраняет славные корабельные традиции.
Словосочетание «преемственность поколений» давно стало для «Орла» не просто красивыми словами, а нормой жизни или, вернее сказать, нормой успешной службы. Экипаж ПСКРа укомплектован и молодыми моряками, и уже опытными пограничниками.
К числу последних, например, относится командир дивизиона движения капитан 3 ранга Илья Медведев. На «Орел» офицер пришел лейтенантом в 2000 году. В тот период ПСКР базировался в Приморье и, надо отметить, переживал далеко не лучшие времена. Так что Медведеву пришлось втягиваться в службу, как говорится, в условиях, приближенных к «боевым». В один из периодов молодому офицеру пришлось исполнять обязанности сразу по трем должностям. Но даже при этом денежного довольствия вчерашнего выпускника военного института хватало лишь для того, чтобы прокормить себя и супругу Ольгу. На съем хоть какого-нибудь жилья денег не оставалось. Благо, что командование части и корабля пошло лейтенанту навстречу. Пока ПСКР стоял в базе, Ольга жила вместе с мужем в отдельной каюте.
Капитан 3 ранга Илья Медведев
- Так что моя жена знает о «прелестях» службы на корабле не по моим рассказам, а по собственному опыту, - улыбается Илья Медведев. - И я ей очень благодарен за понимание и терпение.
Как знать, может быть, именно такая экстремальная закалка в начале офицерской карьеры и позволила капитану 3 ранга Медведеву быстро набраться опыта и втянуться в пограничную службу. Илья не испугался трудностей и испытаний, оставшись служить на пограничном сторожевом корабле и вместе с ним «переехав» на Камчатку. Да и позже судьба не раз устраивала пограничнику проверку на профессиональную пригодность. Однако моряк даже из самых трудных ситуаций находил правильный выход…
В числе старожилов «Орла» и главный боцман старший мичман Андрей Куштуков. На ПСКР он пришел в 1997 году и с тех пор служит на корабле. Правда, в «орловской» карьере Куштукова есть трехлетний перерыв – командировка в Абхазию. Этот этап службы Андрей считает одним из сложных в своей пограничной карьере. Моряк прибыл в Абхазию осенью 2009 года, когда российские пограничники только пришли в независимую республику для оказания практической помощи по защите рубежей.
А потому, помимо выполнения служебных задач по охране морской границы, морякам-пограничникам приходилось одновременно обустраивать быт и контролировать сухопутный участок границы.
- Но тяжелее всего в такой ситуации, - считает сам Куштуков, - пришлось моей семье. Жена Ольга проявила настоящее мужество, не побоялась трудностей и поехала с детьми вместе со мной.
Вот только видеться с женой и детьми во время службы в Абхазии Андрею удавалось нечасто. Пограничник практически все время проводил на патрульном катере проекта «Мангуст», командиром которого Куштуков и являлся. Работали практически без выходных. При этом условия для службы были далеко не идеальными, несмотря на то, что службу пограничники несли, по сути, в курортной зоне.
Правда, плюс 52 на термометре в разгар лета делали работу на палубе невыносимой. От дневного зноя моряков спасала лишь работавшая на катере в полную мощность система кондиционирования. Пограничники закрывались во внутренних помещениях «Мангуста», а наружные работы выполняли ранним утром или с наступлением темного времени суток.
Вообще, современное оборудование, установленное на новом катере, оказалось для стражей границы хорошим подспорьем. На участке, где работал «Мангуст» под командованием Куштукова, порой находилось до ста гражданских судов. И чтобы держать ситуацию под контролем, пограничникам требовалось успевать везде. Катер развивал скорость до 50 узлов, так что для того, чтобы пройти участок ответственности в 250 миль, пограничникам требовалось всего несколько часов.
За весь период службы старший мичман Куштуков и его подчиненные задержали около четырех десятков судов-нарушителей. Предотвращали браконьерский промысел иностранных судов, выявляли контрабанду. Вообще, российские моряки-пограничники проделали огромный объем работы, итогом которого стало наведение порядка в территориальных водах Абхазии. А чуть больше месяца назад служебная командировка для Андрея Куштукова закончилась, и он вернулся на родной корабль.
Ст. мичман Андрей Куштуков
Сегодня в Абхазии продолжают выполнять служебные задачи еще сотни российских моряков-пограничников. Причем подавляющее их большинство представляют именно Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России. В их числе и представители ПСКРа «Орел»…
В отличие от своих более опытных коллег, старший лейтенант Роман Зуев не отметил еще и пятилетнего юбилея службы на «Орле», однако о корабле рассказывает с большой любовью и уважением. Стать военным моряком Роман мечтал с детства. А то, что судьба связала его именно с пограничным кораблем, Зуев считает настоящей удачей. Хотя попасть в погранвойска выпускнику военно-морского института Министерства обороны было крайне нелегко. Конкурс – 8 человек на место, профотбор такой, будто набирают не моряков, а космонавтов. Но тем большую гордость испытывает Роман Зуев от того, что он преодолел все трудности и продолжает дело своего отца-военного, завершившего службу в звании полковника…
Из семьи военного и лейтенант Александр Пугач. Срок его службы в офицерском звании исчисляется пока еще лишь месяцами, и до полковничьих погон, как у отца, ему предстоит пройти долгий и трудный путь. Но желание служить у Александра имеется. Попав на пограничный корабль, Пугач прекрасно понимает, что в сравнении с большинством из своих однокашников он оказался куда в более выгодном положении. Александра ждут и интересные выходы в море, и вполне реальные перспективы в дальнейшей офицерской карьере, чего нельзя сказать о лейтенантах в подразделениях Военно-Морского Флота…
Лейтенант Александр Пугач (слева) и ст. лейтенант Роман Зуев
Много положительного в службе на пограничном сторожевом корабле «Орел» видит и мичман Виталий Поляков. Виталий приехал служить на ПСКР из одноименного города, с администрацией которого у командования корабля налажены давние дружеские отношения. Затрагивают они в том числе и вопрос призыва на службу орловской молодежи. Сегодня на «Орле» служат, и, надо отметить, неплохо, около десятка представителей этой области центральной части России.
- Из всех предложенных мне мест службы, - делится впечатлениями Виталий Поляков, - я намеренно выбрал самый отдаленный уголок страны. Хотелось испытать себя. Готовил себя к худшему, но был приятно удивлен достаточно благоприятными условиями службы и доброжелательным отношением сослуживцев, готовых в любую минуту помочь советом и делом.
М-1-11
1987-1990 годы службы