Пять тысяч судеб.
17.01.2017г
0ec66dc2ce5e59fd914634790db384eb_XL.jpg
Корабли как люди – у каждого своя история, свои белые и чёрные полоски
Недавно пограничный сторожевой корабль 1 ранга «Орёл» Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району отметил 30 лет со дня первого подъёма флага. Корабль-долгожитель несёт службу по охране границы и исключительной экономической зоны на Северо-Востоке России. Крайняя боевая служба «Орла» показала, что солидный возраст ПСКР нисколько не мешает ему качественно выполнять поставленные задачи. Как сказал начальник Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району контр-адмирал Роман Толок, экипаж боеспособен, боеготов, корабль в строю.
В том, что корабль в строю, безусловно, заслуга всех экипажей, в разное время бывших душой «Орла», вписавших свои строки в славную летопись ПСКР. Что касается последнего, то, поверьте, это не ради красного словца. За 30 лет в составе экипажа этого пограничного сторожевого корабля проходили службу более пяти тысяч человек. Это более пяти тысяч судеб и более пяти тысяч историй.
Одну из таких историй мы узнали от члена первого экипажа ПСКР «Орёл» капитана 1 ранга запаса Виктора Ревенкова. Виктор Викторович Ревенков нечасто бывает на «Орле», хотя и живёт в Петропавловске-Камчатском. Работающий пенсионер, он больше времени проводит в командировках, чем дома. Однако в день празднования тридцатилетия со дня первого подъёма флага на родном ПСКР не мог не прийти на торжественный митинг в честь этого события. Роль в судьбе «Орла» Виктор Ревенков сыграл немалую.
– Я и мои сослуживцы достраивали его, вместе с рабочими участвовали как подмастерья в монтаже механизмов и заодно изучали всем экипажем каждый своё заведование. Потом первый выход в море, ходовые испытания… В тот момент я капитан-лейтенантом был в должности командира электромеханической боевой части пять, заведовал сердцем корабля. У меня своё отношение к кораблям, потому что ещё мальчишкой, когда я учился в школе (город Гомель, 37-я школа), мечтал о море и болел им. «Заболел» я от отца, который служил на Черноморском флоте, – тогда служили пять лет… И эта мечта осуществилась: я сначала поступил в Нахимовское военно-морское училище, окончил его, потом был направлен в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В.И. Ленина, в город Пушкин, – его окончил, потом прошёл переподготовку в Анапе во флотском училище, так я стал пограничником. Начал свою офицерскую службу на острове Шикотан, 8-я отдельная бригада сторожевых кораблей. Там прошёл три корабля: проекта 205, 733 и 745. Потом был назначен командиром электротехнического дивизиона на строящийся ПСКР «Менжинский», три года я там отслужил. И после, уже в Находке, в 16-й отдельной бригаде сторожевых пограничных кораблей...
Первая встреча с кораблём состоялась в Керчи, когда он ещё стоял на стапелях верфи
Я всегда относился к кораблю как к живому существу… Экипаж и корабль – это как единый организм, его нельзя разделять. Экипаж без корабля – это не экипаж, корабль без экипажа – это тоже не корабль. И когда ступаешь на палубу корабля, чувствуешь, как он «дышит», работает система вентиляции и так далее. Он издаёт такой шум, как живое существо.
Первый выход на «Орле» (тогда ПСКР носил другое название) у нас был удачным, как и всё, что потом сопутствовало кораблю. И когда вернулись с испытаний, мы были самые счастливые, потому что наш «Орёл» стал живым. Спустя тридцать лет мне было приятно ступить на борт ПСКР «Орёл» как единственному члену первого экипажа, который, так сказать, корабль учил ходить, осваивал и сам учился, выводил в море. К слову, к месту первой дислокации корабля мы прошли на «Орле» через 13 морей. В столовой личного состава висела карта (она есть в музее корабля). Флажками отмечали местонахождение корабля – и все моряки гордились, потому что всё-таки дальний поход – это та же кругосветка. Пограничникам нечасто такое выпадает. Шли через Средиземное море, Суэцкий канал, Индийский, потом Тихий океан. В Индийском мы выполняли боевую задачу: там лодка наша терпела аварию, мы её искали. Нашли, проводили через Сингапурский пролив. Пока она с нами шла, её экипаж восстановил свою боевую готовность, после пролива они нырнули-исчезли, а мы продолжали свой путь и тоже этим гордились.
Это было славное начало ПСКР «Орёл»! Так же как и весь его боевой путь, за исключением восьми лет, что он стоял «у стенки» в Находке. Было печальное время… Но мне повезло принять участие в возрождении корабля. Я возглавлял тогда комиссию как заместитель начальника морского отдела по эксплуатации, судоремонту и базированию. Я и ещё один флагманский специалист Пограничного управления занимались восстановлением корабля, точнее, той его части, которая нам позволила бы его перебазировать, а уже здесь, на Камчатке, мы могли дальше готовить его вооружение и технику, чтобы он в полной мере мог выполнять свою задачу по охране государственной границы и исключительной экономической зоны.
Всё, что было заложено тогда, и то, что эти традиции поддерживаются, и то, что корабль продолжает идти, что живой, – это тоже их огромная заслуга!
http://www.redstar.ru