Попасть на стоянку кораблей береговой охраны без предварительной договоренности и соответствующей проверки невозможно. Для того чтобы оказаться на одном из пограничных кораблей, на КПП со сторожевика направляется сопровождающий — чтобы посетитель по ошибке не забрел на другой.
Сразу за КПП попадаешь в царство чистоты. С полкилометра надо спускаться по крутым извилистым и асфальтовым дорожкам. По пути можно заглянуть в музей корабельного вооружения под открытым небом — он впечатляет. На многочисленных стендах портреты с биографиями и подвигами стражей морских и сухопутных северо-восточных рубежей страны. Возле памятника погибшим пограничники замедляют шаг, отдавая павшим воинское приветствие.
КОРАБЛЬ ПЕРВОГО РАНГА
Первый российский военный корабль, построенный по чертежам и при непосредственном участии Петра Первого, получил название «Орел». Именно на этом фрегате в 1667 году впервые подняли триколор — ныне современный флаг России.
Пограничный сторожевой корабль первого ранга «Орел» — это боевой корабль длиной 123,5 метра, водоизмещением более 3,5 тысячи тонн и осадкой семь метров. На нем установлена очень сильная, движущая корабль установка, позволяющая развить крейсерскую скорость более 30 узлов (свыше 50 км) в час. Такого хода нет ни у одного судна рыбопромыслового или торгового флота. Самый экономичный ход — 14 узлов. Без дозаправок «Орел» может уходить от базы на 4,5 тысячи миль.
Вооружение на корабле внушительное: в его арсенале зенитно-ракетный комплекс, артиллерийские и ракетно-бомбовые установки, торпедные аппараты… А в ангаре «спрятан» вертолет морской авиации КА-27. Это не считая носового орудия главного калибра, различных пулеметных установок и другого вооружения.
Обслуживанием всех этих механизмов, комплексов, различных специфических установок, радиоэлектронной аппаратуры занимаются 150 моряков.
КОМАНДИР КОРАБЛЯ
Каюта командира корабля капитана первого ранга Руслана Ромашкина представляет собой рабочий кабинет и спальню. Там нет ничего лишнего, все находится на своих штатных местах и покидает их только по мере необходимости.
После проведенной Русланом Ромашкиным экскурсии по многочисленным служебным и бытовым помещениям убеждаемся: корабль в любой момент готов запустить главный двигатель, поднять якоря, отдать швартовы и выйти «на границу». Все на сторожевике закреплено по-штормовому. Словом, техническая, боевая начинки и состояние корабля впечатляют.
Такова специфика службы всех пограничных сторожевых кораблей — постоянно находиться в боевой готовности номер один.
— Сейчас на корабле, говорит Руслан Ромашкин, продолжают службу на контрактной основе семь орловцев. Шестеро из них проходили здесь срочную службу, один — после окончания института и вообще не служивший. Дело в том, что только ФСБ разрешено заключать контракты с теми, кто до этого не призывался в Вооруженные силы страны. Сразу отмечу: служат орловцы превосходно. Командиры боевых частей и служб корабля отзываются о них только положительно, ставят в пример всему экипажу. Самая орловская боевая часть на сегодня — штурманская. Нам бы хотелось, чтобы те, кто когда-то проходил на нашем корабле срочную службу, продолжили её на контрактной основе. Впрочем, мы не против орловцев, пожелавших служить на корабле, носящем имя славного города, — обучим необходимым профессиям на месте. С условиями приема на контрактную службу лучше всего познакомиться в военных комиссариатах.
Капитан первого ранга Руслан Ромашкин родом из Мордовии, откуда до ближайшего моря тысяча с гаком километров. После окончания восьми классов он блестяще сдает экзамены и поступает в… Нахимовское училище, после чего становится курсантом Калининградского высшего инженерного военно-морского училища.
Пограничную службу начинал лейтенантом на пограничных сторожевых катерах на реке Амуре, проявил организаторские способности, умение быстро находить единственно верные решения в сложных ситуациях. Подразделения, которыми ему доводилось командовать, непременно становились отлично подготовленными к несению службы по охране государственной границы.
Через несколько лет службы понял: имеющихся знаний не хватает, надо учиться дальше. И он поступает в Военно-морскую академию имени адмирала Кузнецова. Там же, в Ленинграде, встречает свою будущую жену.
После окончания академии возвращается на Дальний Восток, командует разными кораблями. В его послужном списке есть и период штабной службы.
Последние полтора года Руслан Ромашкин — командир ПСКР «Орел».
— На большинстве кораблей, поясняет Руслан Ромашкин, сохранены традиции российского императорского и советского флотов. Например, старший по званию и должности традиционно обращается к младшим по имени. Это не панибратство, а обычное уважение. Младший позволить себе такую вольность может только в неслужебной обстановке. Тут основную роль играют не только профессиональные знания командиров и начальников всех уровней, но и умение найти правильный психологический подход к каждому члену экипажа. Особенно когда корабль месяцами находится «на границе».
Авторитет и уважение у командира корабля непререкаемые.
Никто не высказал неудовольствия или несогласия с действиями или распоряжениями командира корабля.
— Наш командир никогда не ошибается. Да, он строг — иначе на флоте нельзя, но всегда справедлив и дает верную оценку действиям любого члена экипажа. Он к каждому по имени обращается, что очень приятно и даже вдохновляет на взятие новых рубежей в освоении боевой техники и стремлении улучшать службу — такие слова говорят о своем командире члены экипажа ПСКР «Орел».
Это ли не высшая оценка труда командира?
ГОТОВНОСТЬ
НОМЕР ОДИН
Особенно памятным для Руслана Ромашкина являются события пятилетней давности. Тогда он командовал ПСКР «Карелия» и принимал от «Орла» задержанное судно. На рыболовецком траулере находилась орловская досмотровая группа, которая выявила нелегальные продукты промысла и излишнюю рыбопродукцию. Неожиданно налетел шторм — обычное явление в этих широтах, волнение моря достигло девятиметровых волн — считайте, с высоту трехэтажного дома. Рыболовецкий траулер не рассчитан ходить при таком волнении. 16 часов два ПСКР сопровождали судно по ходу шторма и уговаривали его капитана, который боялся изменить курс и тем самым попасть под волну, которая может перевернуть траулер. И все это при ураганном ветре и крутом волнении, полном напряжении физических и моральных сил. Ведь траулер в любой момент мог потерпеть крушение. Довели до Петропавловска без происшествий.
Тогда на рейде в Авачинской губе собиралось до 40 судов — нарушителей российского законодательства. За один так называемый Приказ, то есть выход на охрану Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и рыбных промыслов страны, пограничный сторожевой корабль первого ранга «Орёл» за 45–60 суток «притаскивал» или сопровождал по 5–6 рыбопромысловых нарушителей. И это считалось нормальным. Тут ожидали своей участи и наши, и зарубежные промысловики.
Сегодня каждый выход «на границу» даже в качестве демонстрации флага или самого присутствия сторожевика рядом с промысловым районом дает в суточных донесениях рыбаков 30-процентное увеличение уловов. Владельцы траулеров поняли: лучше соблюдать законодательство, чем терпеть многомиллионные убытки.
В результате сейчас в Авачинской бухте не более пяти рыболовецких судов-нарушителей. Есть среди них и под иностранным флагом, но с русскими экипажами. Кстати, иностранные рыбаки составляют всего что-то около 10 процентов от общего количества задержанных судов.
Были в его практике и задержания нарушителей с предупредительной стрельбой.
Сама по себе это очень ответственная ситуация для экипажа сторожевика. Применение пограничниками боевого оружия сравнимо с работой гаишников, если водитель автомобиля пытается скрыться: стреляют не по водителю, а по колесам. «Орлу» применять оружие на поражение не приходилось.
Досмотровые группы обычно неласково принимают на рыболовецких судах. Случаются и конфликты, переходящие в потасовки. Это тоже напряженная ситуация и для пограничников, и для рыбаков — где с распростертыми объятиями встречают неожиданно появившегося ревизора?
Ромашкин командовал кораблями и в тот период, когда основу рядового и старшинского состава экипажей составляли моряки-срочники, а сейчас — при военнослужащих на контрактной основе.
— При срочниках были одни проблемы, с контрактниками — иные, говорит Руслан Ромашкин. Срочник — человек молодой: кровь играет, энергия в избытке. Он только оторвался от родительской опеки, амбициозен. Приказы командиров отделений — своих непосредственных начальников и порой одногодков — часто воспринимает как оскорбление. Многим срочникам после вольной жизни на гражданке кажутся неприемлемыми жесткие условия нахождения не только на корабле, но и на огороженной территории базы сторожевиков. Отсюда и зарождение конфликта. Правда, в морских частях погранвойск никогда не было в общепринятом сегодня смысле «дедовщины». Сама специфика службы подобное не позволяет.
Контрактники — люди с совершенно иным складом ума и мировоззрением. Им ничего повторять не приходится, понимают с полуслова. Большинство контрактников награждено знаком «Отличник погранслужбы».
С ними намного легче служить. Во-первых, это уже прошедшие военную службу люди, усвоившие, что все воинские уставы написаны кровью предыдущих поколений. Во-вторых, они осознают, что при каких-либо нарушениях с ними никто цацкаться не станет — прервут контракт, и все…
Для них служба все равно что работа на гражданке: утром пришел на корабль, вечером — в кругу семьи, если, конечно, не выпало вахту стоять. К тому же для всех на корабле четырехразовое питание.
Но и с ними бывают проблемы. Денежное довольствие они получают достаточно высокое, что позволяет накопить на автомашину. Считай, каждый второй уже обзавелся своей машиной. Отсюда — превышение скоростного режима, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Из ГАИ поступают протоколы. По этой причине недавно пришлось разорвать контракт с одним, в общем-то, хорошим специалистом.
Вторая проблема связана со взаимоотношениями холостых контрактников с их подругами. Случается, отдельные мамаши стараются выдать замуж дочерей за наших ребят не совсем порядочным образом. Они требуют, чтобы парень женился на её дочери, которую вроде бы, мягко выражаясь, опозорил. Разбираемся в ситуации и выясняем: все происходило по взаимному согласию, а разбежались потому, что не дождалась возвращения «с границы» и завела роман с другим.
Есть и еще одна проблема. Иногда мичманы приходят с вопросом, как поступить, если жена ставит ультиматум: «Или я, или флот». Понятное дело, какой женщине понравится длительное отсутствие мужа?
— В этих случаях, делится Ромашкин, советую ответить так же, как я в свое время своей жене: «И ты, и море». Большинство жен морских пограничников с пониманием относятся к службе мужей, и тогда семьи сохраняются. Тут не последнюю роль играет женский совет нашего корабля, который, к слову, по традиции возглавляет жена командира. Женсовет помогает женам морских пограничников скрасить одиночество, избежать различных осложнений.
На корабле созданы условия для учебы контрактников в высших учебных заведениях. На сегодня более 30 продолжают учебу в разных вузах не только Камчатки. Без проблем отпускаем заочников на экзаменационные сессии.
Словом, жизнь на корабле не замирает ни на час. Есть радостные моменты, есть и не совсем приятные. Чтобы избежать различных недоразумений, не растерять во время стоянки боевого духа, сноровки, каждый день продолжается учеба личного состава, проворачивание всех механизмов, узлов и агрегатов, учебные тревоги.
ПСКР «Орел» всегда находится в готовности номер один и в любой момент может выйти на выполнение поставленных задач.
Недавно мы праздновали очередной день рождения корабля. Приятным сюрпризом для нас стало прибытие на праздник делегации общественности Орла, теплые слова в наш адрес. Надеюсь, в дальнейшем наши дружеские отношения будут только крепнуть.
Источник: Сергей СЕВЕРНЫЙ
"Пресечение преступной деятельности в морском пространстве России и Японии. Оказание помощи судну, терпящему бедствие на море и спасение людей" - такова была тема очередных российско-японских учений, прошедших в заливе Анива 5 июня.
Такая учеба ни для одной, ни для другой стороны не редкость: в России и Японии с 2000 года действует меморандум "Об основах развития сотрудничества между Федеральной пограничной службой РФ и Управлением безопасности на море Японии".
В этом году на организаторах и участниках учений лежала двойная ответственность: посмотреть взаимодействие пограничных служб приехали члены Совета командующих пограничными войсками государств-участниц СНГ. Гости вместе с руководителями учений расположились на пограничном патрульном корабле "Шкипер Гек" погрануправления ФСБ России по Приморскому краю. "Штабной" "Шкипер Гек" пришел в район учений последним, до этого все остальные суда-участники занимали позиции и ждали сигнала тревоги.
Одними из первых в порт Корсакова прибыли корреспонденты региональных и федеральных СМИ. Пишущих и снимающих журналистов распределили по разным судам, поэтому и "картинка", и впечатления у всех остались разные. Всего в учениях было задействовано 9 кораблей и катеров, в том числе два японских патрульных корабля "Цугару" и "Сирэтоко", 3 вертолета - российские МИ-8 и Ка-27 и японский палубный вертолет с "Цугару", и самолет Ан-27. Группе журналистов интернет-СМИ, в числе которых был и Sakh.com , повезло: на небольшом пограничном катере "Лотелла" они отправились на самый "главный" корабль не только этих учений, но и всех пограничных служб Дальнего Востока - на "Орелъ". Пограничный сторожевой корабль 1 ранга.
На борту нас встретил замкомандира корабля Виктор Чудновец. До начала учений оставалось около двух часов, и нам удалось пообщаться, осмотреть палубы, выбрать места для фотосъемки.
"Орелъ" был спущен на воду в 1985 году с судоверфи завода "Залив" в Керчи, и сначала носил название не гордой птицы, а всего лишь очередного съезда КПСС - 27-го. В 1992 году корабль переименовали, но дух распавшегося Союза там все еще витает: на корме выцветший герб СССР, в кают-компании - портрет Дзержинского.Сегодня "Орелъ" несет службу по охране государственной границы России от Северо-восточного пограничного управления береговой охраны. По словам Виктора Чудновца, корабль полностью готов к выполнению боевых задач. И вооружение на борту солидное: зенитно-ракетный комплекс, артустановки, реактивно-бомбометная установка, торпеды и вертолет Ка-27. Все это удалось увидеть собственными глазами. Удивительно, как на одном корабле соседствуют "Оса", и, например, недавно родившиеся котята корабельной кошки Муси.
На совместных российско-японских учениях ПСКР "Орелъ" представил палубный вертолет. По словам командира Ка-27 Дмитрия Черноскутова, подобные задачи его экипажу приходится выполнять нередко. Сегодня он продемонстрировал спасение людей на воде: из кабины спустился спасатель и поднял "пострадавшего" на борт.
И это было только одним из этапов прошедших учений. Начались они с облета района происшествия самолетом Ан-27, который, по легенде, осуществлял авиаразведку в Анивском заливе (учения проходили в 10 милях от берега) и обнаружил группу подозрительных судов, которые на запросы пограничников не отвечали. После выхода Ан-27 на месте появился вертолет МИ-8, однако требования и его экипажа суда-нарушители не выполнили. После этого начались самые зрелищные моменты учений: пограничный сторожевой корабль "Южно-Сахалинск" осуществляет спуск бортового плавсредства с досмотровой группой, а потом начинает преследование судна-нарушителя.
Оговорюсь, что роль нарушителя взяло на себя пограничное патрульное судно "Афалина". На нем происходило основное действие. Для натуральности на "Афалине" даже подняли пиратский флаг.
Катер "Лотелла", на котором журналисты прибыли на "Орелъ", тоже временно "переквалифицировался" в браконьера. На мой наивный вопрос капитану "Лотеллы" Никите Лелянову: "А трудно ли пограничнику взять на себя роль нарушителя", - тот ответил: "Трудно".
В этом году исполнится 15 лет, как Никита Лелянов служит в пограничных войсках, и сегодня он впервые попробовал себя в этой роли. В разговоре капитан "Лотеллы" заметил, что сегодняшнее техническое оснащение судов-браконьеров находится на высоком уровне, и их владельцы предпринимают все меры для того, чтобы совершенствовать методы ведения преступной деятельности. Однако и "Лотелла" тоже весьма современна, и за свою короткую "жизнь" задержала немало браконьеров и нарушителей госграницы.
На учениях "Лотеллу" также преследовали пограничники с "Южно-Сахалинска".
Второй эпизод сложился из десантирования спецназа с вертолета МИ-8 на "Афалину". Там произошло задержание нарушителей.
Следующий этап учений: на "Афалине" начался пожар. Судно подает световые и звуковые сигналы бедствия. На помощь "горящему" кораблю спешит пограничный сторожевой корабль "Буг", выпускающим огромные фонтаны воды - пожарные лафетные стволы.
Пожар потушен, а внимание наблюдателей уже привлекли вертолет Ка-27, палубный вертолет и катер с японского корабля "Цугару". Члены экипажей поднимают с воды манекены.
С "Орла" все действие было видно в общих чертах: корабль находился на значительном удалении от района "происшествия". Зато в финале учений он возглавил кильватерный строй: все участники выстроились за ним, как на параде. Учения завершились возвращением на вертолетную площадку Ка-27 и приветствием друг друга экипажами "Шкипер Гека" и "Орла".
Уже на берегу результаты учений прокомментировал журналистам начальник Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России генерал-майор Андрей Бурлака: "Замысел российско-японских учений, который мы планировали, сегодня был реализован в полном объеме. Сотрудники пограничных управлений береговой охраны России и Управления безопасности на море Японии показали достаточно высокий уровень совместных действий по решению задач борьбы с преступностью и оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие. Ничего особенного мы не готовили, это обычные элементы нашей повседневной оперативно-служебной деятельности".
Андрей Бурлака добавил, что взаимодействие Японии и России сегодня дает весомые результаты, и эффективность совместных действий растет. Начальник СПУБО сообщил также, что и те, кто наблюдал сегодня за ходом учений со "Шкипер Гека", высоко оценили уровень подготовки российских и японских пограничников.
А "Орелъ" уже завтра уйдет от берегов Сахалина служить безопасности российских границ. На его борту - экипаж, собранный по всей стране. И учения в его непростых буднях скорее развлечение. На службе бывает всякое.
Фото Ксении Семеновой, Евгения Макаренко (корсаковская служба СПУБО).
3 ноября ПСКР "Орел" исполнилось 26 лет. Отметить очередную годовщину собрались все, кто служит, или когда-то служил на корабле. Впервые за 9 лет гостем на этом торжестве стали и представители администрации одноименного города. «Оказаться здесь это уже неизгладимое впечатление, а оказаться на корабле, на котором мы с вами находимся - это вдвойне приятно. Я испытываю большую гордость за то, что есть такой корабль. И он, несмотря на все трудности, несмотря на все те тяжелые годы, которые пришлось преодолеть, смог выжить и нести службу на благо нашей необъятной Родины», - с такими словами обратился к военным морякам заместитель главы администрации г. Орёл Александр Муромский. Администрация Орла уже давно помогает кораблю. Кроме того, большая часть экипажа - уроженцы именно этого города. А служат на "Орле" 150 человек. «Основную мощь этого корабля составляет его экипаж, который поддерживает технические характеристики, механизмы в работоспособном состоянии, поэтому экипаж - основная гордость этого корабля», - отметил командир ПСКР "Орел" Руслан Ромашкин
Орел один из самых больших кораблей береговой охраны. Его длина около 120 метров, а водоизмещение более 3 тысяч тонн. Он может развивать скорость до 32 узлов. Заложен ПСКР был в 83-м году на судостроительном заводе в Керчи. В Петропавловске он несет службу уже более 10-ти лет. Название "Орёл" корабль получил в 1992 году, а со стапелей 26 лет назад он сошел под именем "Юрий Андропов". Впоследствии его переименовали в "27-й съезд КПСС». И только потом ПСКР стал «Орлом».
Материал взят с сайта КамИНФОРМ
Сегодня, 1 ноября, отмечает свой день рождения пограничный сторожевой корабль «Орёл», отряда ПСКР пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю.
Как рассказали в Камчатском погрануправлении, начинал пограничную службу ПСКР «XXVII съезд КПСС» в 1987 году в Находке. В 90-е годы был переименован в «Орёл». В 2002 году руководство пограничной службы России приняло решение передать корабль в Петропавловск-Камчатский отряд пограничных кораблей. Совершив переход на Камчатку, ПСКР продолжил несение службы на дальневосточных рубежах Российской Федерации.
Сегодня ПСКР «Орел» один из лучших и наиболее результативных кораблей пограничного управления. Он продолжает стоять на страже экономической и политической безопасности государства. Командир «Орла» капитан 1 ранга Руслан Ромашкин уверен, что его экипаж сделает все возможное, чтобы ПСКР еще долгое время успешно нёс морскую пограничную службу.
Материал взят с сайта КАМЧАТКА-ИНФОРМ